Основными характеристиками нагрузок являются их нормативные значения. Расчетное значение нагрузки получают путем умножения ее нормативного значения на коэффициент надежности по нагрузке γf. Этот коэффициент учитывает возможное отклонение значений нагрузок, принятых в проекте, в условиях реального строительства. Коэффициенты надежности по нагрузке γt для веса строительных конструкций и грунтов приведены в таблице 1; для временных нагрузок — в таблице 2.
Таблица 1
Коэффициент надежности по нагрузке γt для веса
строительных конструкций и грунтов
Конструкции сооружений и вид грунтов |
Коэффициент надежности по нагрузке γt |
Конструкции:металлические |
1,05 |
бетонные (со средней плотностью свыше 1600 кг/м3), железобетонные, каменные, армокаменные, деревянные |
1,1 |
бетонные (со средней плотностью 1600 кг/м3 и менее), изоляционные, выравнивающие и отделочные слои (плиты, материалы в рулонах, засылки, стяжки и т.п.), выполняемые: в заводских условиях |
1,2 |
на строительной площадке |
1,3 |
Грунты:в природном залеганиинасыпные |
1,11,15 |
Примечание:
|
На строительной площадке, к примеру, точно выдержать толщину стяжки по плите перекрытия достаточно проблематично, обязательно будет отклонения в большую или меньшую сторону. Возможность такого отклонения и учитывает коэффициент надежности по нагрузке. Для стяжки, выполненной на строительной площадке, он равен 1,3, в то время как если было бы возможно выполнить ее в заводских условиях и с должным контролем, то принимался бы коэффициент 1,2. Металлические конструкции всегда изготавливаются на заводе, поэтому и коэффициент надежности по нагрузке для них минимальный — 1,05.
Таблица 2
Коэффициент надежности по нагрузке γt для временных нагрузок
Источник нагрузки |
γt |
Нагрузки, указанные в табл.1 :— при полном нормативном значении менее 2,0 кПа— при полном нормативном значении 2,0 кПа и более |
1,31,2 |
снег |
1,4 |
ветер |
1,4 |
автотранспорт |
1,2 |
сосредоточенные |
1,2 |
Другими словами, коэффициенты надежности по нагрузке страхуют нас от возможных отклонений нагрузок на конструкции в большую сторону. Однако есть случаи, когда принимать коэффициенты γt по вышеприведенным таблицам нельзя. Речь идет о проверке устойчивости конструкций против опрокидывания (например, подпорные стены), всплытия, устойчивости фундаментов в условиях морозного пучения, устойчивости элементов на стадии монтажа и других подобных случаях, когда необходимо учитывать не возможное увеличение нагрузки, а ее возможное уменьшение. В таких случаях принимается коэффициент надежности по нагрузке γt = 0,9. Прочие необходимые значения коэффициентов для подобных случаев содержатся в нормативной литературе.