Проектирование организации строительства | Строительный справочник

Проектирование организации строительства

 

 

Основные принципы строительства.

Работы по строительству подземных сооружений выполняют в соответствии с разработан­ной проектно-сметной документацией, включающей проект орга­низации строительства (ПОС), утвержденный и согласованный в установленном порядке.

При разработке проекта организации строительства город­ских подземных транспортных сооружений необходимо учитывать особенности больших городов: с одной стороны, наличие мощной индустриальной базы, широкого парка строительных машин и оборудования; с другой стороны, стесненные условия городской планировки и застройки, интенсивное уличное движение, густая сеть подземных коммуникаций.

Проект организации строительства подземного сооружения разрабатывается проектной организацией на основе требований действующих норм и технических условий с учетом передового опыта строительства аналогичных объектов и конкретных усло­вий строительства. При этом предусматриваются меры по обес­печению минимального стеснения городской территории, охране окружающей среды, а также условий безопасного ведения работ.

В состав проекта входят:

— генплан организации строительства;

— ситуационный план участка с указанием расположения всех не­обходимых объектов, улиц и дорог, зданий и сооружений;

— схемы строительных площадок;

— схемы, определяющие развитие фронта работ;

— технологические схемы возведения подземного объекта;

— таблицы объемов основных работ;

— график производства работ;

— график потребности в основных строительных машинах и обору­довании;

— график потребности в рабочей силе и пояснительная записка.

На основе проекта организации строительства проектная или строительная организация разрабатывает проект производства работ (ППР), учитывающий уточненные местные условия, нали­чие машин, механизмов и оборудования, ресурсов рабочей силы и т. п.

В ППР включают:

— технологические схемы, выполнения подземно-строительных работ;

— таблицы с показателями, характе­ризующими затраты труда и материалов;

— календарный план производства работ;

— график движения рабочей силы;

— график работы основных строительных машин и механизмов;

— график поступления строительных конструкций, материалов и оборудо­вания;

— план обеспечения строительства транспортными средст­вами.

При разработке проекта организации строительства и проекта производства работ руководствуются необходимостью достиже­ния наивысшей производительности труда, обеспечения быстрей­шего ввода в эксплуатацию данного объекта при высоком качест­ве выполнения работ. Это возможно только при высокой степени индустриализации, комплексной механизации и автоматизации основных технологических процессов, при четкой организации всех видов работ.

Организация и управление строительством подземных соору­жений на современном этапе осуществляется на основе научной организации труда (НОТ). Это комплекс мероприятий, направ­ленных на совершенствование организационной структуры и си­стемы планирования и управления строительством, на повышение уровня организации производственных процессов. При этом пре­дусматриваются более эффективное использование механизмов и оборудования, улучшение материально-технического снабже­ния, внедрение прогрессивной технологии и передовых форм труда и т. п.

 

Одной из наиболее прогрессивных форм организации работ при строительстве крупных подземных сооружений является поточный метод, предусматривающий последовательное возведе­ние отдельных элементов сооружения при непрерывном и равно­мерном выполнении установленных объемов работ. При этом требуются тщательная предварительная инженерная подготовка территории строительства, обеспечение максимального фронта работ, оперативность производственного аппарата и материаль­но-промышленной базы. Технологический поток организуется на строительстве в целом, а также на отдельных его участках. Спе­циализированные строительные подразделения, бригады, звенья включаются в работу последовательно в соответствии с видом выполняемых технологических операций, что обеспечивает сов­мещение во времени горно-проходческих, монтажных и отделоч­ных работ. Применение поточного метода позволяет обеспечить полное завершение строительно-монтажных работ на отдельных участках в установленные сроки за счет более четкой специали­зации строительных подразделений, эффективного использования материально-технических ресурсов и капитальных вложений, организации работ по методу бригадного подряда и повышения производительности труда.

Работы на строительных участках должны выполняться цик­лично. В каждый цикл включают обычно все виды работ, обес­печивающие создание законченного участка подземного соору­жения (1м длины тоннеля, заходка). Продолжительность цикла определяет скорость проходки выработки и устанавливается путем составления специального графика — циклограммы работ. Все виды работ включенные в циклограмму увязывают, исходя из их технологической последовательности и возможности совмещения; продолжительность выполнения каждой технологической опера­ции устанавливают в соответствии с нормами времени.

Циклограммы являются основой для составления календар­ного графика производства работ, в котором отра­жается последовательность выполнения отдельных видов работ по сооружению подземного объекта в соответствии с установлен­ным сроком строительства.

Помимо календарного графика составляют график движения рабочей силы, определяющий потребность в людских ресурсах на всех стадиях строительства, а также график потребности в энер­гии, основных материалах и оборудовании.

В последнее время взамен линейных календарных графиков применяют сетевые графики работ, позволяющие более точно учесть все нужды п возможности строительства, наметить на­иболее рациональные пути выполнения основных и вспомогатель­ных технологических операций. Сетевые графики разрабатывают исходя из конечного срока, установленного для ввода в действие данного подземного объекта. Графиком определяется продолжи­тельность основных этапов и очередность строительства отдель­ных объектов, входящих в состав подземного сооружения. Кроме того, регламентируются сроки поставки основных материалов и оборудования. Сетевой график является исходным документом для планирования капитальных вложений и материально-техничес­кого снабжения. Все работы, входящие в состав сетевого графика, должны находиться в технологической и организационной после­довательности. Контроль за соблюдением сетевого графика про­изводится из единого центра, куда поступает вся необходимая информация со строительных площадок.

Управление строительством осуществляется по сетевым и не­дельно-суточным графикам через диспетчерскую службу, на во­оружении которой имеются различные средства связи, автома­тики, телемеханики и т. п. Диспетчерская служба обеспечивает контроль и регулирование выполнения графиков работ, снабже­ние строительства материальными и техническими ресурсами, ко­ординирует согласованную и ритмичную работу всех участвую­щих в строительстве организаций. Строительство по сетевым гра­фикам ряда городских подземных сооружений (линий метрополитена, транспортных и пешеходных тоннелей) показало высокую эффективность таких графиков.

На основе сетевых графиков разрабатывают системы сете­вого планирования и управления (СПУ), которые охватывают весь процесс создания подземного сооружения, начиная с проек­тирования и кончая сдачей объекта в эксплуатацию. Система се­тевого планирования и управления в сочетании с диспетчериза­цией и ЭВМ является составной частью автоматизированной си­стемы управления строительством (АСУС). Основное назначение АСУС — дальнейшее совершенствование деятельности строитель­ных организаций на базе использования экономико-математичес­ких методов управления и средств вычислительной техники. Обычно АСУС подземного сооружения включает в себя целый ряд систем и подсистем, выполняющих различные функции и обеспечивающих сбор и обработку информации с последующим анализом и выработкой оптимального решения, разработку пер­спективных планов, а также управление отдельными технологи­ческими процессами. Взаимодействие подсистем с системой бо­лее высокого уровня — автоматизированной системой организа­ционного управления строительством осуществляется посредст­вом автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления (ОДУ) строительством.

Главным показателем оптимальности АСУС является ввод объекта в эксплуатацию в установленные государственным пла­ном сроки. Создание АСУС обеспечивает дальнейшую централи­зацию управления производственными ресурсами, способствует координации действий во всех звеньях управления строительст­вом, дает возможность оперативного маневрирования имеющи­мися резервами. Внедрение АСУС позволяет не только повысить технико-экономические показатели строительства, но и значитель­но улучшить условия труда рабочих и ИТР, усовершенствовать нормирование и оплату труда, повысить степень энерго- и механо­вооруженности строительства.

Охрана городской среды.

При строительстве городских под­земных транспортных сооружений необходимо учитывать тре­бования охраны окружающей среды, которые предусматривают минимальные нарушения движения транспорта и пешеходов, предотвращение сдвижений и деформаций поверхности земли и находящихся поблизости зданий и инженерных коммуникаций, уменьшение загазованности и запыленности воздуха, снижение до допустимых пределов уровня шума и вибрации в период про­изводства подземно-строительных работ.

Строительство городских подземных транспортных сооруже­ний, как правило, сопряжено с нарушением поверхностных усло­вий, причем характер и степень нарушений зависят от места расположения подземного сооружения, глубины его заложения, организации и технологии ведения работ, видов применяемого стро­ительного оборудования. При строительстве подземных сооруже­ний мелкого заложения открытым или опускным способом на за­строенной территории, в условиях интенсивного автомобильного и пешеходного движения работы ведут с поверхности земли по всей трассе подземного сооружения, что вызывает необходимость ча­стичного или полного закрытая движения транспорта и пешехо­дов в районе строительства на период производства работ. При этом могут потребоваться перекладка трамвайных путей, пере­нос контактной сети троллейбуса, организация новых пешеход­ных-путей, установка дополнительного светофорного регулирова­ния. Многие технологические операции при открытом способе работ (забивка я извлечение свай и шпунта, разработка грунта) сопровождаются сильным шумом, вибрацией и газовыделениями, что отрицательно сказывается на состоянии воздушного бассей­на и условиях проживания людей в этом районе. Кроме того, при­открытом и опускном способах требуется выполнить большие объемы работ по переустройству подземных коммуникаций с временным их отключением, что также отражается на жизни города.

При закрытом способе работ поверхностные условия нару­шаются только в местах расположения порталов или шахтных стволов. Однако проходка подземных выработок закрытым спо­собом в неустойчивых грунтах может вызвать сдвижения и де­формации поверхности земли и находящихся поблизости зданий, сооружений и коммуникаций. Строительство подзем­ных сооружений в скальных грунтах буровзрывным способом также сопряжено с опасностью нарушения поверхностных усло­вий и повреждения зданий и сооружений.

Определенные нарушения поверхностных условий, связанные с изменением бытового режима и загрязнением подземных вод, имеют место при применении водопонижения, искусствен­ного замораживания н химического закрепления грунтов. В свя­зи с этим при строительстве городских подземных транспортных сооружений необходимо применять такую организацию и техно­логию работ, которые в наибольшей степени отвечают требованиям охраны городской среды. Например, при открытом способе работ для ограждения котлованов следует устраивать не забивную, а погружную или подвижную крепь, а также траншейные стены, возводимые по технологии «стена в грунте». При производстве работ на поверхности земли следует использо­вать машины, механизмы и оборудование, оснащенные газоочи­стителями, глушителями шума и другими приспособлениями, снижающими вредное воздействие на окружающую среду. При строительстве подземных сооружений закрытым способом необ­ходимо ограничивать или исключать применение буровзрывных работ, широко используя тоннелепроходческие машины и механи­зированные щиты с обделками, обжатыми в грунт, или из монолит­но-прессованного бетона.

Требования охраны городской среды касаются также органи­зации и оборудования строительных площадок. Все временные здания и сооружения на строительной площадке следует разме­щать с учетом минимальных нарушений окружающей среды и жизни населения в прилегающих районах, соблюдения санитар­ных и противопожарных требований, сохранения систем город­ского хозяйства. Учитывая ограниченные возможности отвода городской территории, в большинстве случаев на строительной площадке располагают лишь минимальное количество временных зданий. Такие помещения, как контора участка, душкомбинат, медпункт, мастерские и пр., могут располагаться в арендуемых на время строительства близлежащих зданиях. Кроме того, стре­мятся по возможности производить централизованную доставку материалов — бетонной смеси, цементного раствора, битумной мастики, а также элементов конструкций, что позволяет не устра­ивать на стройплощадке больших складов, бетонных и раствор­ных узлов, битумоварок и пр.

При размещении строительной площадки на территории скве­ров или парков необходимо пересадить деревья и кустарники, а после ликвидации площадки произвести рекультивацию расти­тельного слоя грунта и зеленых насаждений. Во избежание загрязнения городских водотоков или водоемов удаляемые со стро­ительных площадок грунтовые воды следует пропускать через грязеотстойники, а производственные (бытовые) стоки — через бензомаслоуловители и биофильтры с целью очистки их от вредных примесей до допускаемых нормами пределов. Грунтовые воды могут сбрасываться в дождевую городскую канализацию без предварительной очистки, если концентрация в них нетоксичных взвесей, масляных и нефтяных веществ не превышает предельно допустимой. В ряде случаев на строительной площадке целесо­образно устройство системы оборотного водоснабжения.

Охрана труда и техника безопасности.

В проектах организа­ции строительства и производства работ должен быть предусмот­рен комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение строительных работ в соответствии с действующими правилами техники безопасности и производственной санитарии. Имеется в виду создание нормальных условий для выполнения работ на строительной площадке и рабочих местах, обеспечение санитарно-гигиенического обслуживания работ, устройство необходимого освещения строительных площадок, рабочих мест, проходов, проездов и т. п.

Вопросы охраны труда и техники безопасности занимают весьма важное место в общем комплексе организации подзем­ного строительства. Следует отметить, что производство подзем­но-строительных работ во многих случаях сопряжено с тяжелы­ми и вредными условиями труда, что требует специальных мер по технике безопасности. Это относится в первую очередь к про­ходке выработок закрытым способом с применением буровзрыв­ных работ, сжатого воздуха при наличии вредных газов, пыли и т. п.

Меры по охране труда должны предусматривать обеспечение каждого строительного объекта санитарно-бытовыми помещения­ми: душевыми, столовыми, буфетами, медпунктом. При работе на открытом воздухе в зимнее время должны быть устроены по­мещения для обогрева людей.

При производстве подземных работ необходимо обеспечивать требуемую чистоту, влажность и температуру воздуха. Для обес­печения требуемого состава и температуры воздуха подземные выработки необходимо проветривать. Воздухообмен осуществля­ется по приточной, вытяжной или комбинированной (приточно- вытяжной схемам с подачей или удалением воздуха по трубо­проводам диаметром 0,6—1,2 м. Регулирование режима провет­ривания осуществляется в соответствии с уровнем загазованности и запыленности, который контролируют с помощью газоанализа­торов и других измерительных приборов.

При наличии притока в выработку подземных вод устраива­ют водоотлив. Воду откачивать можно непрерывно или периоди­чески, не допуская затопления настилов и откаточных путей в подземной выработке. Воду из забоя отводят по лоткам или трубам в водосборник главного водоотлива или вспомогательной насосной установки. При этом размеры поперечного сечения лотков или труб подбирают, исходя из максимального водопритока. Насосное оборудование устанавливают непосредственно в тоннеле или в подземной камере. Пол камеры должен превышать уровень откаточных путей не менее чем на 0,5 м. В составе во­доотливной установки должно быть не менее двух насосов — рабочий и резервный. Все насосы оборудуют автоматическим управлением и устройствами аварийной сигнализации. Емкость водосборника насосной камеры главного водоотлива при при­токе подземных вод до 300 м3/ч должна быть не менее 150 м3, а при притоке более 300 м3/ч устанавливается по проекту.

Помимо вентиляции и водоотлива в подземных выработках (круглосуточно), а также на поверхности земли (в вечернее вре­мя) должно быть предусмотрено искусственное освещение. Для этого применяют специальные светильники с лампами накалива­ния или с газоразрядными лампами. В зависимости от типа и размеров выработки светильники размещают на взаимном расстоянии 2—8 м при высоте подвески 2—4 м, обеспечивая уровень освещенности 10—50 лк. Непосредственно в забое выработки устраивают усиленное освещение. На строящихся подземных объектах предусматривается также система аварийного освеще­ния от автономного источника питания.

Для оперативной связи работающих в подземных выработ­ках с поверхностью предусматривается телефонная сеть, а также система электросигнализации. Для сетей освещения и сигнали­зации в подземных выработках допускается напряжение не более 36 В, а при наличии обводненных участков, в тесных выработ­ках—не более 12В.

Для безопасности ведения подземно-строительных работ необходимо правильно организовать рабочие места и проходы, предусмотрев надежные ограждения, защитные и предохранитель­ные устройства и приспособления.

Все используемые при строительстве подземного сооружения машины, механизмы и оборудование, а также вспомогательные приспособления леса, настилы, подмости, опалубка и т. п.) долж­ны иметь надежную конструкцию, соответствовать требованиям стандартов и обеспечивать безопасное ведение работ.

Требования техники безопасности весьма разнообразны и распространяются на все виды подземно-строительных работ. В нашей стране уделяется большое внимание вопросам охраны труда и техники безопасности, профилактике профессиональных заболеваний и производственного травматизма на подземных ра­ботах.

 

Рейтинг@Mail.ru